Приложение

Утверждена
ППКР от 16.04.2015 г. N221

КОНЦЕПЦИЯ
реформы системы организации науки в Кыргызской Республике

  1. Цели, задачи, принципы и механизмы системы организации науки в Кыргызской Республике

 

1.1. Основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие функционирование науки и научно-технической деятельности, закреплены в Законе Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики». Данный Закон был принят в 1994 году. Это был период начала суверенного развития Кыргызстана, началом изменения политического устройства страны, началом развития демократии, началом перехода к рыночным отношениям; многие структуры еще функционировали по стереотипу плановой экономики; в общественном сознании доминировали методы плановой экономики и командно-административного управления. Поэтому в данном Законе сохранились принципы регулирования научной сферы по старой «социалистической» модели.

В настоящее время актуально введение принципов рыночного регулирования научной сферы. Закон выполнил свои функции и не отвечает современным требованиям.

В связи с этим возникла необходимость разработки концептуального правового документа, определяющего основные направления реформы системы организации науки, а также развития и повышения престижа научной деятельности в Кыргызской Республике.

Отсутствие инноваций в науке, ее оторванность от процессов образования неизменно сказывается на качестве образования. Отсутствуют стимулы к серьезным занятиям наукой и научными исследованиями профессорско-преподавательским составом высших учебных заведений (далее — вузы).

В настоящее время немногие вузы Кыргызской Республики могут претендовать на участие в глобальных рейтингах по причине отсутствия значительных научных достижений и исследований. В то же время крупнейшие университеты мира — это не просто образовательные учреждения, а прежде всего центры развития науки, образования.

1.2. Основными проблемами, сдерживающими развитие научно-технической и инновационной деятельности, являются:

— низкий уровень бюджетного финансирования науки (0,1% от ВВП);

— износ научного оборудования: недостаточное финансирование вузовской науки, научное оборудование стареет и практически не обновляется;

— старение, отток кадров в другие сферы деятельности: уменьшается доля ученых и специалистов молодого, перспективного возраста;

— отсутствие спроса на научные разработки со стороны промышленности и бизнес-структур;

— низкий уровень участия вузов в научных изысканиях, ориентация вузов преимущественно на образовательные функции.

1.3. Стратегической целью поднятия науки на новый уровень является повышение вклада науки в технологическую модернизацию реального сектора экономики Кыргызской Республики через развитие их научно-инновационной деятельности, что позволит достичь конкурентоспособности и сбалансированности системы научных инноваций, обеспечивающей генерирование, получение и передачу знаний, востребованных для устойчивого социально-экономического развития страны, и способной быстро реагировать на возникающие угрозы безопасности страны.

Курс на технологическую модернизацию отечественной экономики — приоритет реформирования науки текущего десятилетия — требует не только подготовки кадров с новыми компетенциями, но и формирования мощного источника научно-инновационных идей и технологий в системе научных учреждений и организаций. Научные инновации должны стать производительной силой отечественной экономики, а приоритеты научно-инновационных исследований непосредственно увязаны с приоритетами социально-экономического развития страны при условии увеличения доли прикладных исследований и опытно-конструкторских работ, направленных, прежде всего, на внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих производств в целях обеспечения энергетической и продовольственной безопасности.

Необходимость реформы системы организации науки в Кыргызской Республике связана с решением следующих проблем и негативных тенденций:

— отсутствием единой государственной научно-технической политики;

— отсутствием тесной взаимосвязи между научной деятельностью и приоритетами развития страны;

— отсутствием взаимосвязи между научной деятельностью и производством;

— отсутствием объективной оценки потребностей в научной поддержке социально-экономического развития страны и оценки эффективности деятельности результатов научных исследований;

— недостаточно эффективным использованием кадровых, научно-методических, материально-технических и финансовых ресурсов научных учреждений Национальной академии наук Кыргызской Республики (далее — НАН), а также научных учреждений при государственных органах;

— недостаточно эффективными моделями организации управления сферой науки и финансирования научных исследований.

1.4. Целями Концепции являются формирование системы организации науки, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие государства, его стратегических приоритетных направлений, основанной на деятельности научных учреждений различного типа и форм собственности, обладающих широкой академической и хозяйственной самостоятельностью, а также выработка инструментов для создания и развития в Кыргызской Республике системы подготовки и аттестации научных кадров, способных обеспечивать качественное решение социально и экономически значимых для государства проектов; получение, генерирование и передача знаний, востребованных для устойчивого развития страны и усиления ее конкурентоспособности на мировом рынке, повышение престижа научной деятельности на национальном уровне.

1.5. В задачи реформирования входят:

— обеспечение эффективного управления системой функционирования научных учреждений для реализации приоритетов развития страны;

— концентрация существующих научных, финансовых и организационных ресурсов для реализации научно-технической политики страны и разработка механизмов формирования и развития современной научной базы вузов, научного кадрового потенциала, обеспечивающих высокое качество научных исследований;

— создание эффективно действующей системы определения/изменения научных приоритетов;

— разработка механизмов конкурсного финансирования для повышения конкурентоспособности научных учреждений;

— создание новой модели подготовки научных кадров, способных решать стратегические задачи страны, обеспечивать ее конкурентоспособность на региональном и международном уровнях;

— создание единой системы для ученых (академических) степеней и званий, сопоставимых и признаваемых в мировом научном пространстве;

— разработка критериев оценки эффективности, обеспечивающих высокое качество научных работ;

— стимулирование научной деятельности через различные формы финансирования.

1.6. Принципы реформирования системы организации науки в Кыргызской Республике:

— системность обеспечивается охватом всех научных учреждений, независимо от типа и формы собственности;

— последовательность обеспечивается путем мониторинга, реализации логически взаимоувязанных плановых мероприятий;

— этапность проведения процесса реформирования планируется и осуществляется с учетом развития нормативной правовой базы, текущей социально-экономической ситуации.

1.7. Основными механизмами реформирования системы организации науки и научных учреждений, позволяющих наиболее эффективно использовать кадровые, материально-технические и бюджетные ресурсы, являются:

— оптимизация организационной структуры управления наукой путем исключения дублирующих структурных подразделений для повышения эффективности использования ресурсов и оптимизации бюджетных средств;

— горизонтальная интеграция включения научных учреждений по профилю в структуру профильных вузов для повышения уровня научных исследований в вузах и качества подготовки специалистов и обновления научных кадров;

— изменение статуса научных учреждений: за счет их объединения; включения в состав вузов; объединения на условиях государственно-частного партнерства, а также самостоятельной деятельности;

— перевод деятельности отдельных научных учреждений на принципы самофинансирования, путем использования собственности и финансовых ресурсов из внебюджетных источников, для реализации приоритетных направлений научно-технической политики Кыргызской Республики;

— внедрение новых форм финансирования государственного заказа для научных учреждений, участвующих в реализации приоритетных направлений научно-технической политики Кыргызской Республики.

  1. Организационная структура управления научной сферой Кыргызской Республики

В целях оптимизации организационной структуры управления научной сферой предлагается:

2.1. Организовать Совет по науке и инновациям при Премьер-министре Кыргызской Республики (далее — Совет). Функция Совета — выработка рекомендаций Правительству Кыргызской Республики по вопросам государственной научно-технической политики. В состав Совета входят:

— Премьер-министр Кыргызской Республики, председатель Совета;

— заместители председателя Совета — вице-премьер-министр Кыргызской Республики по социальным вопросам, представитель Министерства образования и науки Кыргызской Республики (далее МОН) или национальных научных сообществ (НАН, отраслевых научно-исследовательских учреждений и вузов);

— члены Совета: 1/3 — представители национальных научных сообществ, отдельные ученые, 1/3 — представители отраслевых министерств и ведомств, бизнес-сообщества, 1/3 — зарубежные ученые, отечественные эксперты.

2.2. Для эффективной реализации государственной политики в сфере науки и технологий образовать Департамент науки при МОН.

Департамент науки при МОН администрирует работу Фонда науки (далее — Фонд), через который будут финансироваться приоритетные для страны направления научных исследований. Фонд будет выступать единственным держателем и распорядителем бюджетных ресурсов, направляемых на науку. В Фонд могут быть привлечены донорские и иные средства, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.

2.3. Научные учреждения, отдельные ученые и группы ученых могут участвовать в конкурсах на получение финансирования из Фонда науки.

2.4. Создание единой вертикали государственного управления в сфере организации науки делает нецелесообразным функционирование аппарата Президиума НАН, реализующего государственные функции НАН как высшего государственного научного учреждения. Аппарат Президиума НАН, отделения и организации при Президиуме НАН будут реорганизованы. За НАН остается статус государственного научного учреждения. При этом должности 4 вице-президентов НАН и институт советников упраздняются.

2.5. Действующим академикам и членам-корреспондентам НАН сохраняется государственная ставка за академические звания. При этом, если действующий член-корреспондент НАН будет избран академиком, то он будет получать ставку члена-корреспондента НАН. Вновь избранные академики и члены-корреспонденты НАН не получают ставку за академические звания.

2.6. Реорганизация учреждений НАН и отраслевых научных исследовательских учреждений будет проведена с учетом национальных приоритетов. Предлагаются различные организационные формы деятельности учреждений НАН и отраслевых научно-исследовательских учреждений: объединение; сохранение как самостоятельных научных учреждений; сохранение как самостоятельных научных учреждений в составе НАН; интеграция с государственными вузами и государственными органами исполнительной власти; объединения с другими организациями. При этом будут приняты меры по сохранению финансирования институтов на переходный период.

  1. Реформирование государственной системы подготовки и аттестации научных кадров

В целях совершенствования подготовки и аттестации научных кадров, способных решать стратегические задачи страны, обеспечивать ее конкурентоспособность на региональном и международном уровнях, создания системы ученых степеней и званий, сопоставимых и признаваемых мировым научным сообществом, а также разработки механизмов, обеспечивающих высокое качество научных работ необходимо:

3.1. Разработать нормативно-правовую базу для создания и развития новой модели подготовки научных кадров в Кыргызской Республике:

— внести изменения в законодательство Кыргызской Республики с целью исключения дублирующих функций МОН;

— разработать и утвердить нормативные документы по созданию и развитию новой модели подготовки и аттестации научных кадров;

— апробировать и широко обсудить итоги пилотных проектов по использованию новой модели подготовки и аттестации научных кадров.

3.2. Разработать квалификационные критерии для определения уровней академических/ученых степеней. Определить рамочные требования к академическим/ученым степеням.

3.3. Модернизировать подготовку научных кадров по существующей системе в переходный период, с одновременным повышением требований к содержанию научных работ и процедурам их защиты (с постепенным внедрением отдельных элементов новой модели):

— предусмотреть процедуры утверждения новых тем диссертационных исследований для соискателей в соответствии с приоритетными направлениями науки и сфер развития экономики Кыргызстана;

— повысить требования к процедурам защиты, обеспечить внедрение элементов новой модели аттестации научных кадров: формирование разовых диссертационных комиссий с привлечением независимых экспертов, внедрение электронных баз;

— внедрить требования к обязательным научным публикациям (в международных журналах с высоким импакт-фактором из базы Scopus, Web of Science, РИНЦ и т.д.);

— совершенствовать инструменты обеспечения прозрачности процедур подготовки, оценки и защиты диссертаций на каждом этапе (электронные базы, публикация на вебсайтах, видеозапись и т.д.);

— повысить требования к качеству научных и учебно-методических публикаций при присвоении ученых званий «доцент», «профессор»;

— разработать соответствующие нормативные правовые акты, облегчающие признание ученых степеней ведущих стран мирового образовательного и научного пространства;

— усилить ответственность научных руководителей за качество диссертационных научных исследований и подготовку научных трудов.

3.4. Разработать приоритетные направления научных исследований для решения национальных задач на национальном/региональном уровнях.

  1. Финансирование научной деятельности

4.1. В целях обеспечения эффективности и результативности научных исследований предусмотреть осуществление финансирования научной и (или) научно-технической деятельности из государственного бюджета в следующих формах:

1) базовое финансирование (на переходный период до 5 лет);

2) программно-целевое финансирование;

3) грантовое финансирование.

4.2. Базовое финансирование будет выделяться на переходный период научно-исследовательским учреждениям НАН, а также научно-исследовательским учреждениям отраслевых министерств и интегрированным с вузами научно-исследовательским учреждениям по нормам базового финансирования на текущее обеспечение научной инфраструктуры и имущества, в том числе зданий, оборудования и материалов, оплату труда административного и обслуживающею персонала.

4.3. Программно-целевое финансирование осуществлять для поддержки научных разработок согласно приоритетам Программы Правительства Кыргызской Республики и решений Совета, на основе проведения конкурсных процедур.

4.4. Грантовое финансирование осуществлять в соответствии с приоритетами научных направлений, определенных Советом, в целях повышения уровня научно-исследовательских работ, научно-технического потенциала и конкурентоспособности научных учреждений и их коллективов, а также ученых.

4.5. Выработать общие принципы экспертизы научных проектов для создания условий взаимного признания экспертных заключений разными источниками финансирования. Создать комиссию экспертов для проведения конкурсов по финансированию государственных целевых программ и проектов по общепринятым критериям оценки эффективности научных исследований и программ.

4.6. Увеличить сроки финансирования проектов до трех-пяти лет.

4.7. Разработать систему преференций частным фондам и физическим лицам, финансирующим научные исследования.

 

 

  1. Ожидаемые результаты

 

5.1. Будет продолжено решение приоритетных стратегических задач национального уровня.

5.2. Будет утверждена система определения/изменения научных приоритетов в соответствии со стратегическими приоритетами устойчивого развития страны с привлечением зарубежных экспертов.

5.3. Будет обновлен реестр собственности НАН.

5.4. Будет осуществлена реорганизация научных учреждений, что позволит наиболее оптимально использовать научный потенциал для исследований и подготовки научных кадров.

5.5. НАН будет действовать как государственное научное учреждение, принимая активное участие в разработке и реализации государственной политики в области науки в Кыргызской Республике.

5.6. Будет создана нормативная база, обеспечивающая эффективное функционирование оптимизированной системы науки.

5.7. На основе результатов пилотных проектов вузов будет создана законодательная и нормативная база для внедрения новой модели подготовки научных кадров.

5.8. Будет создан Фонд науки для финансовых ресурсов, выделяемых на научные исследования.

5.9. Будет выработана и действовать система преференций для частных фондов и физических лиц, финансирующих научные исследования.

5.10. Будут выработаны принципы экспертизы научных проектов, обеспечивающие результативность и высокое качество исследований, а также разработаны нормативные правовые акты, позволяющие привлекать к научным исследованиям не только государственные средства, но и частный капитал.

5.11. Будут изменены требования к обязательным публикациям для оценки значимости работ по балльной системе, мотивирующие исследователей публиковать результаты работ в международных журналах с высоким импакт-фактором (из баз Scopus, Web of Science, РИНЦ и т.д.), разработаны нормативные документы, позволяющие расширить доступ к оценке научных результатов через интернет ресурсы.

5.12. Будут разработаны согласованные схемы финансирования научных исследований по приоритетным направлениям на национальном/региональном уровнях.

5.13. Будет организована оптимизированная схема защиты кандидатских и докторских диссертаций через формирование разовых диссертационных советов с привлечением зарубежных экспертов, широким использованием современных электронных инструментов, позволяющие повысить прозрачность процедур подготовки и защиты диссертационных работ на всех этапах — онлайн-регистрация, электронные базы, онлайн-публикации, веб-конференции, видеозаписи и т.д.

5.14. Будут разработаны и внедрены новые правила присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

5.15. Будут действовать новые требования к повышению ответственности научных руководителей, консультантов к проведению диссертационных научных исследований и подготовке научных кадров.

  1. Вызовы и риски

6.1. Неопределенность социальной ситуации, что не позволяет эффективно регулировать процессы реформирования системы науки.

6.2. Политическая нестабильность, стихийные бедствия, техногенные катастрофы, коррупция.

6.3. Снижение государственного финансирования или недополучение достаточных бюджетных средств для функционирования системы науки.

6.4. Общество не вовлечено в процесс разработки и реализации научной политики.

6.5. Низкий престиж профессии ученого.

6.6. Отсутствие в определенных социальных слоях и у части профессионального сообщества понимания инноваций, проводимых в науке, и их необходимости.

6.7. Отставание в области внедрения результатов научных исследований.

6.8. Отставание в сфере промышленного производства из-за отсутствия инновационных проектов.

 

  1. Сроки реализации Концепции реформы системы организаци науки Кыргызской Республики

 

1 этап — до 31 декабря 2015 года

  1. Будет создана эффективная система управления и функционирования научных учреждений страны, четко определены функции, полномочия и ответственность каждого структурного элемента данной системы, что позволит обеспечить высокое качество научных исследований для решения приоритетных социально-экономических стратегических задач на национальном уровне, путем эффективного использования научных, финансовых и организационных ресурсов.
  2. Будет создана нормативная база, обеспечивающая эффективное функционирование оптимизированной системы.
  3. Будет обновлен реестр собственности НАН.
  4. Будет осуществлена реорганизация научных учреждений, их интеграция в структуру профильных вузов, что позволит наиболее оптимально использовать научный потенциал для исследований и подготовки научных кадров.
  5. НАН будет действовать как государственное научное учреждение, принимая активное участие в разработке и реализации государственной политики в области науки в Кыргызской Республике.
  6. Будут определены направления государственной политики в области науки, направленные на решение приоритетных стратегических задач национального уровня.
  7. Будет утверждена система определения/изменения научных приоритетов в соответствии со стратегическими приоритетами устойчивого развития страны с привлечением зарубежных экспертов.
  8. Будет создан Фонд науки для аккумулирования финансовых ресурсов, выделяемых на научные исследования.
  9. Будут разработаны и утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие финансирование исследований в переходный период и оценку их эффективности после его завершения.
  10. Будут выработаны принципы экспертизы научных проектов, обеспечивающие результативность и высокое качество исследований, а также разработаны нормативные правовые акты, позволяющие привлекать к научным исследованиям не только государственные средства, но и частный капитал.
  11. На основе результатов пилотных проектов вузов создана законодательная и нормативная база для внедрения новой модели подготовки научных кадров.
  12. Будут изменены требования к обязательным публикациям для оценки значимости работ действует балльная система, мотивирующая исследователей публиковать результаты работ в международных журналах с высоким импакт-фактором (из баз Scopus, Web of Science, РИНЦ и т.д.), разработаны нормативные документы, позволяющие расширить доступ к оценке научных результатов через интернет ресурсы.

 

2 этап — до 31 декабря 2017 года

  1. Для сопоставимости научных/академических степеней будут разработаны квалификационные критерии. На основе квалификационных критериев разработаны нормативные документы по признанию национальных научных/академических степеней за рубежом, а также научных/академических степеней мирового научного и образовательного пространства в Кыргызской Республике.
  2. Будут разработаны приоритетные направления финансирования научных исследований по приоритетным направлениям на национальном/региональном уровнях.
  3. Будет оптимизирована защита кандидатских и докторских диссертаций через формирование разовых диссертационных советов с привлечением зарубежных экспертов, широким использованием современных инструментов, позволяющих обеспечить прозрачность процедур подготовки и защиты диссертационных работ (онлайн-регистрация, электронные базы, онлайн-публикации, веб-конференции, видеозаписи и т.д.).
  4. Будут разработаны и действовать обновленные требования к присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий.
  5. Будут действовать новые правила повышения ответственности научных руководителей, консультантов за проведение диссертационных научных исследований и подготовку научных кадров,

 

3 этап — с 1 января 2018 года

 

  1. Будет действовать новая модель подготовки научных кадров.
  2. Будет выработана и действовать система преференций для частных фондов и физических лиц, финансирующих научные исследования.